РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

И ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

 

Педагог-психолог Наумова Н.Е.

Вот уже несколько лет мы работаем над проблемой социальной адаптации наших воспитанников. Приоритетным направлением учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов является социальная адаптация и социальная интеграция воспитанников, т.е. полноценное их включение в общество. Обучение, воспитание выступает той развивающей средой, где происходит формирование творческого потенциала ребенка. Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Особенно это важно для воспитанников образовательных учреждений интернатного типа, которые характеризуются высокой степенью социальной обездоленности, трудностями в понимании материальной стороны жизни, в установлении продуктивных межличностных взаимоотношений, замедленным самоопределением, неразвитостью способностей к социальной интеграции и адаптации.

Творческие способности это индивидуальные

особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им

творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой

деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих

способностях, но и о технических творческих способностях, о математических

творческих способностях, и т.д.

 

Структура творческого потенциала

 

Творческий потенциал  включает компоненты:

мотивационно-целевой;

содержательный;

операционно-деятельностный;

рефлексивно-оценочный компоненты.

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности; стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:

мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;

мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности

Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, способствующих решению творческих задач.

Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.

 

Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

выделяют следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий

одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к

решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы

знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из

того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.


В процессе обучения предусматривается решение различных проблемных ситуаций, например: Как искупать всех осьминожков, если они меняют цвета? Какой должна быть бутылочка с лекарством, чтобы дети ней не играли? Как изобразить кота, не рисуя его? (Мир загадок); Как доказать, что вы растете? Нужно ли уничтожать плохих животных? Зачем самому себе говорить нет? (Мир человека); Зачем нужны злодеи в сказке? Как написать записку, если нет ручки и бумаги? (Мир фантазии), Как на расстоянии отличить живой букет от искуссвенного? Как отличить раннюю весну от поздней осени? (Мир логики).

Для эффективного формирования креативности необходима продуктивная деятельность учащихся, которая осуществляется через выполнение различных творческих работ.

 

 

 

Советы по развитию

 творческих способностей воспитанников

 

 

1. Помогите ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Уважение к личности и интересам ребенка - основа его развития.

2. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".

4. Позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.

5. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

6. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

7. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

8. Помогайте избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников путем обучения навыкам сотрудничества и общения. Чем шире мы открываем возможности для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.

9. Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.

10. Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям.

11. Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития любознательности.

12. Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.

13. Используйте периодически творческие задания. В этих заданиях нет правильных и неправильных решений, поощряется и стимулируется порождение необычных и неожиданных решений.

 

 

 

 

 

Структура творческого потенциала

 

Творческий потенциал  включает компоненты:

мотивационно-целевой;

содержательный;

операционно-деятельностный;

рефлексивно-оценочный компоненты.

 

 

 

 

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности; стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:

мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;

мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности.

 

Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, способствующих решению творческих задач.

 

Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

 

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.


 

 

 




 

Таблица 1. Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося.

Типы творческих заданий

Способствуют развитию, психических свойств

Репродуктивного уровня

Рисунок

Воображение

Сообщение

Устная речь, память

Чайнворды, кроссворды, ребусы

Мышление, память, внимание

Игра термин-понятия

Память, внимание

Частично-поискового уровня

Рассказ с ошибками

Внимание, память

Составление логических цепочек

Внимание, логическое мышление

Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

Внимание

Творческий уровень

Путешествие

Внимание, память, мышление, воображение

Решение географических задач

Внимание, логическое мышление

Составление образца территории

Внимание, память, логическое мышление, воображение

Социологический опрос

Внимание, мышление

Свое задание

Внимание, память, мышление, воображение

 

 

Сайт создан в системе uCoz