Природные зоны России: зона арктических пустынь и зона тундры.

(Урок- игра)

 

          Цели: 1. Повторить и закрепить знания учащихся по изученному материалу.

            2. Развивать память,  устную  речь и географическое мышление .

            3. Воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе.

            4. Содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

 

          Организационный момент: класс делится на две команды (роли были распределены на предыдущем уроке), столы стоят в ряд возле противоположных стен, за ними участники экспедиции.  На столе, напротив каждого участника табличка с названием исполняемой роли.

(начальник экспедиции, климатолог, почвовед, ботаник, зоолог, этнограф), подготовленные таблицы для заполнения.

         Оборудование: картины природных зон арктической пустыни и тундры, гербарий растений тундры, конверты, карта «природные зоны», иллюстрации, фотографии.

         Форма проведения урока: игра «Возвращение экспедиций из зоны арктических пустынь и зоны тундры».

Х о д   у р о к а

 

         I. Вступительное слово учителя.

        Сегодня из путешествия вернулись две экспедиционные группы, которые побывали в арктической пустыне и тундре. Они выявили особенности природы каждой зоны; установили взаимосвязь компонентов природы в этих зонах; выявили приспособляемость растений и животных  к условиям обитания в данной зоне ; познакомились с антропогенным воздействием человека на природную зону, с охраной природы, познакомились с видами промысла местного населения; на уроке эти группы поучаствуют в нескольких конкурсах. Команда, показавшая наилучший результат в конкурсах получит звание «Лучшая экспедиция года».

 

       Пока одна группа делает сообщения, другая заполняет таблицу по природной зоне «Арктическая пустыня»; затем они меняются ролями. Оценивается правильность и содержательность заполняемого материала.

 

Обобщающая таблица для заполнения

 

Географическое положение

 

Климат

 

Реки

 

Рельеф

 

Почвы

 

Растительный мир

 

Животный мир

 

Использование человеком

 

 

                                                                                                                                                          1

Учитель предоставляет слово участникам экспедиции в ледяную зону.

 

       II.Отчет участников экспедиций.  

  

        Начальник экспедиции. Наша экспедиция побывала на островах Земли Франца-Иосифа, Северной Земле, на Новой Земле, Новосибирских островах, где расположена зона арктических пустынь. Все эти острова, кроме Новосибирских, гористые .Природа ледяной зоны своеобразна, она не похожа на природу других зон. Здесь такие явления , как полярная ночь и полярный день. Описать красоту северного сияния невозможно (показ фотографий). Постоянного населения в ледяной зоне нет. Кругом на тысячи километров ни единой души- острова, снег, солнце.

 

        Климатолог. В долгую полярную ночь, когда небо не закрыто тучами, луна освещает землю и происходит сильное выхолаживание. Средняя температура января -23-30 градусов. Часто дуют сильные ветры, способны валить с ног, они затрудняют дыхание. Проводя исследования, полярники вынуждены при этом держаться за канаты. После суровой зимы наступает холодное и короткое лето. Солнце не греет, косые лучи не дают тепла. Бывают морозы, в июле выпадает снег. Здесь  мало осадков.

 

        Почвовед. Почвенный покров почти отсутствует. Почвы образуются только там, где поверхность на короткое время освобождается от снега и льда.

 

        Ботаник. И все же на этой скудной почве, на южных склонах, растут неприхотливые мхи и лишайники, а в низинах встречаются желтые маки, стелется полярная ива.(Демонстрация гербария)

 

        Зоолог. Скудная растительность является пищей для немногих видов животных и птиц, питающихся семенами и ягодами. В арктической пустыне обитает песец, пеструшка, полярный заяц, белая куропатка, белый медведь. В океане различные виды рыб, моржи, тюлени. Летом на острова прилетают много разных птиц, которые образуют «птичьи базары»(Демонстрация иллюстраций).Из птиц обитают белогрудые чистики, серебристые чайки.

 

        III. Физкультминутка.

         Комплекс для улучшения мозгового кровообращения:

 Исходное положение – сидя на стуле .И раз, и два- голову отвести назад и плавно наклонить назад. И три, и  четыре – голову наклонить вперед, плечи не поднимать(повторить 4-6 раз).

Исходное положение – сидя, руки на поясе. Раз – поворот головы направо. Два – исходное положение. Три – поворот головы налево. Четыре – исходное положение (повторить 6-8 раз в медленном темпе).

Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. Раз – правую руку вперед, левую – вверх. Два – сменить положение рук (повторить 6-8 раз)

 

      Учитель: Есть ли у вас вопросы к участникам 1-й экспедиции?

 

Ребята, к нам доставили почту,  необходимо открыть конверты и прочитать задание.

 

      Конкурс. «Географическая почта»

 

      Каждая команда получает по два конверт, на которых написаны названия природных зон (Арктические пустыни, тундра). Даны карточки с  названиями растений, животных, географических объектов, понятий.

                                                                                                                                                              2

       Задача: отобрать в каждый конверт все, что характеризует данную территорию. Главное: не ошибиться адресом. Задача начальников экспедиций: проконтролировать правильность выбора, принять в конверты отобранные карточки и записать номер  в проверочную таблицу. Оценить активных участников. Есть карточки- ошибки, которые ученики должны отложить отдельно.

                                                                                                                                                              

 

Арктическая пустыня

Тундра

1. Арктика                               

2. Многолетняя мерзлота

3. Северная земля

4. Карликовае ивы

5. Айсберг

6. Нарты

7. Белый медведь

8. Болота

9. Пингвин

10. Чум

11. Водоросли

12. Черное море

13. Диксон

14. Апатиты

15. Нефть

16. Оленеводство

17. Торосы

18. Золото

19. Туман

20. Пурга

21. Тайга

22. Река Печора

23. Полярное сияние

24. Лишайники

25. Мох

26. Лес

27. Лось

28. Мурманск

29. Метель

30. Бурый медведь

 

 

 

Проверочная таблица (Заполняют капитаны команд)

 

Название природной зоны

Номера правильных карточек

Номера лишних карточек

Арктическая пустыня

 

 

 

Тундра

 

 

 

         Учитель:  А теперь заслушаем сообщения участников экспедиции в тундру. (Другая группа заполняет таблицу)

 

         Начальник экспедиции (географ). По мере продвижения на юг количества тепла увеличивается, поскольку увеличивается угол падения солнечных лучей. Полярная ночь становится короче, происходит ежедневная смена дня и ночи. Вдоль побережья Северного Ледовитого океана тянется тундра. Рельеф в основном равнинный, лишь местами прерывается возвышенностями (Тиманским кряжем, Уралом, Восточно-Сибирскими горами).

 

         Климатолог. Климат тундры не везде одинаков. Ближе к морю мягче, потому что сюда заходят теплые воды Северо-Атлантического течения. Климат субарктический- суровая зима- долгая и холодная, до -32 , а в Якутии до -40, в Оймяконе температура порой до -68 .Небо в тундре чаще пасмурное, часты туманы. Морозы длятся до 8 месяцев. В августе начинаются холода, Осадков в тундре выпадает мало. Летом мерзлый слой оттаивает на различную глубину: торф- 3-40 см, песок- 150 см.Лето короткое, до + 4 тепла, на юге+10. Осадков выпадает мало.

 

         Почвовед: В тундре почвы тундро-глеевые, повсеместно многолетняя мерзлота и заболоченность.

                                                                                                                                                              3

         Ботаник: Летом тундра полна красок. Там много видов лишайников, трав, растут клюква, голубика, морошка, черника., Осока, пушица. В тундре много полезных растений : ягодных, кормовых, лекарственных, Огромные площади заняты карликовой березой, ивой, можжевельником. Корни растений стелются по поверхности и не проникают вглубь более чем на 20-30 см. (демонстрация фотографий). 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

        Холодная вода мерзлой почвы плохо усваивается растениями, поэтому растения тундры мелколиственные. Большинство растений вечнозеленых. Весной в тундре цветут смолевка, полярный мак, камнеломка. Ягель растет очень медленно, ежегодный прирост составляет 2-3 мм, а он является ценным кормом для оленей. Для восстановления ягеля введена планомерная очередность использования пастбищ. Грибы вырастают до 50 см.

 

       Зоолог. Животные, населяющие тундру, приспособлены к ее суровым условиям. Густой мех, белая или светло-серая окраска зимой и коричневая летом характерны для песца, полярного зайца, пеструшки-лемминга, белой куропатки, полярной совы. Самый крупный зверь тундры – северный олень. У оленя теплый мех, длинная шерсть. В летнее время обилие комаров и мошки, изобилие ягод и рыбы привлекают в тундру с юга стаи куликов, уток, гусей, тучи чаек. С приближением зимы птицы спешат покинуть тундру, так как источник пропитания исчезает.

 

       Этнограф. Коренные жители Крайнего севера России -ненцы, ханты, коряки, чукчи, эвенки и др. Это трудолюбивые оленеводы, следопыты- охотники, рыболовы, морские охотники. Значительная часть населения перешла от кочевого образа жизни к оседлому. Повысился культурный уровень населения. В городах и поселках есть школы, больницы, клубы.

В тундре развивается горнодобывающая промышленность, развивается добыча нефти, газа, цветных металлов, угля. На севере построены железные и автомобильные дороги, освоены авиационные линии.

 

        Учитель: Ребята, вы выслушали участников второй экспедиции из тундры. Команды, спасибо за выступления. Теперь вам, как знатокам природных зон, необходимо найти в рассказах географические ошибки и подчеркнуть их.

 

         Конкурс «Найти в рассказах географические ошибки»

         На отдельных листочках рассказы: Рассказ охотника получает экспедиция из Арктических пустынь, а рассказ моряка – экспедиция из тундры. После выполнения задания команды обмениваются листочками и проводят взаимопроверку.

 

Рассказ охотника из тундры.

           Это было в тундре летним днем. Солнце высоко поднялось над горизонтам. Три дня мы на велосипедах гонялись за бурым медведем, изнемогая от жажды и палящего зноя. Потом устали, решили отдохнуть в тени березового леса. Один из охотников предложил вырыть глубокую яму для ловушки, мы так и сделали, потом сели ждать зверя. Несколько охотников поехали в ближайшую деревню за продуктами. Прямо на земле развели костер, а дрова собрали недалеко, в лесу. Потом мы отдыхали и любовались летней тундрой, покрытой цветущими маками, ромашками, ковром из разнотравья и ягодными кустиками.

 

Рассказ моряка из зоны арктических пустынь.

          Наш путь лежал вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Впереди шел ледокол. По небу плыли кучевые белые облака, но вдруг полил сильный дождь. Громадная волна цунами- то поднимала нас, то бросала в бездну. Вскоре море успокоилось. На берегу были видны пингвины и белые медведи. Вдруг вахтенный сообщил, что за бортом появились акулы. Далеко, на горизонте виднелся остров-вулкан, сплошь покрытый лесом.

                                                                                                                                                               4

        IV. Заключение: подведение итогов выступления участников экспедиций, оценивание.  

        Проверка заполненных таблиц, подведение итогов конкурсов.

В графе таблицы «использование человеком» заполните : пастбища оленей и овцебыков, охотничий промысел, на песца, лисицу, рыболовство, добыча полезных ископаемых .

          Как вы думаете,  охота – это сохранение животного мира или его истребление?                                                                    

 

                                                                                                                                                               

        V. Итог урока

        Учитель: Согласно результатам последнего исследования британских ученых, опубликованным в географическом журнале, арктический ледник в ряде мест стал на 40 % тоньше. а самый неутешительный прогноз звучит так: к концу XXI века льды Северного Ледовитого океана могут растаять полностью, к каким катастрофам в природе это может привести? (Это приведет к вымиранию многих представителей полярной фауны, включая белых медведей)

        Как вы думаете, будет ли существовать тундра, если произойдет резкое потепление климата? Выразите свою точку зрения на высказывание. Мы знаем, что все в природе взаимосвязано,  изменяя какую-нибудь частичку природного комплекса, нарушается вся налаженная система, это приведет к разрушению комплекса. Природа Арктики и тундры очень чувствительна к посторонним воздействиям . Что же делать? Предложите свои пути решения проблемы.

 

       VI. Домашнее задание.

        Подготовит сообщение о заповедниках  на территории Арктических пустынь и тундры.

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                               

 

 

Использованная литература

1. Касаткина Н.А. География: занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах.- Волгоград: Учитель, 2004.

2. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. – М:ТЦ Сфера, 2003.

3. Лифанова Т.М. География России : 7 кл.: Учеб. Для спец.(коррекц) образоват. Учреждений VIII вида.-М.: Просвещение, 2004.

 

 

 

 

                                                                                                                                                           5

 
Сайт создан в системе uCoz