познавательная игра (3-5 кл.)
Учитель: Гулиенко Евгения Васильевна
Деревья украшения Земли
познавательная игра (5 кл.)
Цели игры:
Задачи игры:
Материалы и оборудование:
Словарная работа: Флора.
Ход игры
I. Вводная беседа
Все мы любим лес. Да разве можно его не любить?! Непередаваемо красивы наши леса. Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. В них мы находим отдых и тишину от шума, прохладу от летнего зноя, а в чаще защиту от ветра. Хор птичьих голосов радует наш слух, а глаз разнообразные краски и оттенки. Здесь мы укрепляем здоровье, лес дарит нам ягоды, грибы, лекарственные растения; оберегает реки от обмеления, поля от засухи.
Лесами покрыта треть всей земной поверхности
- На столе вы видите разные предметы: карандаши, тетради, книги, газеты. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы?
- Правильно, все они сделаны из дерева. Деревья самые высокие и крупные растения.
- Я прочитаю вам старинную народную загадку, а вы скажите о каком дереве идёт речь.
Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: первое больным на здоровье, второе людям колодец, третье от тьмы свет, четвёртое дряхлым пеленанье.
- И всё это про берёзу, потому что она несёт людям много пользы. Больным берёза даёт много лекарства, которые вырабатываются из её листьев и почек. Да и попариться в бане березовым веником всем хворям конец. Утолить жажду, как из колодца, можно берёзовым соком, березовой лучиной в старину освещали жилище. И печь топили звонкими берёзовыми дровами: и жара и света было много.
А кто слышал, как пищит и скрипит не подмазанная телега? Никто, наверное, и телег-то теперь нет. А раньше, бывало не подмазанную телегу за километр слышно: пищит, скрипит,как этот крик утешить? Вот и смазывали колёса берёзовым дёгтем.
И все-таки не всё перечислено в загадке. Прочная берёзовая древесина шла на изготовление мебели. Берестой сохраняли жильё от сырости. Из бересты делали украшения, обувь, посуду в берестяных туесах мука не плесневела, ягода хранилась долго и не кисла.
II. Проведение игры.
Наша игра называется В гостях у флоры. Ребята, знаете ли вы, кто такая флора? ( на доске слово флора) Это богиня всех растений на Земле. Поэтому вся растительность называется флорой.
В течение всей игры вы будете получать жетоны за правильные ответы, в конце мы узнаем лучших знатоков флоры.
Как вы думаете, ребята, какие еще важные и полезные для человека и всех живых существ дела выполняют деревья?
Ответы детей (Для красоты, воздух очищают, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (лес легкие планеты), растения нас кормят, лечат, одевают, согревают и т.д.).
На Земном шаре тысячи видов растений.
1. Подвижная игра на знание названий деревьев.
Дети под музыку двигаются вокруг стула. Когда музыка замолкает, кто-то один успевает сесть на стул. Он называет одно название дерева. Так повторяется, пока знания детей не исчерпываются.
2. ИграНайди меня.
Гербарий или живые листья деревьев и кустарников.
1 вариант. Педагог называет растение: кто быстрее найдет лист этого растения.
2 вариант. Педагог показывает лист: кто быстрее назовет название растения.
3. Отгадай загадку.
- . Её никто не пугает, а она дрожит. (Осина)
- Чей пух по городу летает?
Среди июня снегопад. Прохожие его ругают,
А это ветер виноват. (Тополь)
- В белом сарафане
Под платком зеленым
Тужит на поляне
Стройная Алёна. (Береза)
- Без лилового цвета
Ни весны, ни лета:
Лиловый кустик
Весну отпустит
А лето позовет. (Сирень)
- Вот за огородами
Поднялась уродина.
Кто её сорвать захочет
Как ужаленный отскочит. (Крапива)
- Стоят у берёзки сестрички
Желтый глазок,
Белые реснички. (Ромашка)
- Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие у края асфальтовой дороги. И дом сразу опустел. В нем стало неуютно без старинного дубового буфета, полного всяких припасов: чая, кофе, какао, банок с вареньем, пакетов с орехами, запасов различной крупы. Пропал и запах пряностей, которые хранились в нем. Нет больше деревянных шкафов, в которых хранилась одежда из хлопка и льна, нет мыла, духов, различных лекарств. А книги, бумага? Их тоже сделали из древесины.
4. Игра Не ошибись
(учитель называет название деревьев и растений, ученики внимательно слушают, по названию дерева хлопок, растения тишина)
1. Берёза, липа, ромашка, ольха, тополь, крапива, ясень.
2. Клён, подорожник, кедр, ель, клевер, сосна, пихта.
3. Каштан, орех, мать-и-мачеха, лиственница, дуб, дубочки.
III. Подведение итогов, награждение победителей.
- Что было бы, если бы вдруг не стало того, что мы не видим, но без чего мы не смогли бы жить воздуха, кислорода? Ведь именно растения вырабатывают кислород и благодаря им, вокруг планеты образовалась атмосфера воздушная оболочка, без которой невозможна жизнь.
Давайте беречь природу и приумножать её богатства.