Деревья  украшения Земли

 

 

 

 

                                                    познавательная игра (3-5 кл.)

 

 

                                                 Учитель: Гулиенко Евгения Васильевна

 

 

 

Деревья украшения Земли

познавательная игра (5 кл.)

Цели игры:

  1. Развитие у детей интереса к миру растений, бережного к нему отношения.
  2. Укрепление и расширение знаний детей о флоре нашего края.
  3. Интегрирование познавательной деятельности и физического развития личности.

Задачи игры:

  1. Сформировать устойчивый интерес к наблюдению за явлениями природы.
  2. Научить навыкам экологического поведения.
  3. Расширить знания детей о названиях и внешнем виде деревьев, кустарников и цветов нашего края.
  4. Укрепление здоровья детей.

Материалы и оборудование:

  1. Магнитофон.
  2. Кассета с подвижной музыкой.
  3. Предметы, изготовленные из природных материалов.
  4. Набор открыток с изображением деревьев, кустарников, цветов.
  5. Гербарий растений.
  6. Подборка загадок о растениях.
  7. Жетоны.
  8. Стул.
  9. Достаточно просторное помещение.

Словарная работа: Флора.

Ход игры

 I. Вводная беседа

     Все мы любим лес. Да разве можно его не любить?! Непередаваемо красивы наши леса. Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. В них мы находим отдых и тишину от шума, прохладу от летнего зноя, а в чаще защиту от ветра. Хор птичьих голосов радует наш слух, а глаз разнообразные краски и оттенки. Здесь мы укрепляем здоровье, лес дарит нам ягоды, грибы, лекарственные растения; оберегает реки от обмеления, поля от засухи.

Лесами покрыта треть всей земной поверхности

- На столе вы видите разные предметы: карандаши, тетради, книги, газеты. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы?

-  Правильно, все они сделаны из дерева. Деревья самые высокие и крупные растения.

- Я прочитаю вам старинную народную загадку, а вы скажите о каком дереве идёт речь.

 Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: первое больным на здоровье, второе людям колодец, третье от тьмы свет, четвёртое дряхлым пеленанье.

       - И всё это про берёзу, потому что она несёт людям много пользы. Больным берёза даёт много лекарства, которые вырабатываются из её листьев и почек. Да и попариться в бане березовым веником всем хворям конец. Утолить жажду, как из колодца, можно берёзовым соком, березовой лучиной в старину освещали жилище. И печь топили звонкими берёзовыми дровами: и жара и света было много.

        А кто слышал, как пищит и скрипит не подмазанная телега? Никто, наверное, и телег-то теперь нет. А раньше, бывало не подмазанную телегу за километр слышно: пищит, скрипит,как этот крик утешить? Вот и смазывали колёса берёзовым дёгтем.

        И все-таки не всё перечислено в загадке. Прочная берёзовая древесина шла на изготовление мебели. Берестой сохраняли жильё от сырости. Из бересты делали украшения, обувь, посуду в берестяных туесах мука не плесневела, ягода хранилась долго и  не кисла.

II. Проведение игры.

Наша игра называется В гостях у флоры. Ребята, знаете ли вы, кто такая флора?  ( на доске слово флора) Это богиня всех растений на Земле. Поэтому вся растительность называется флорой.

В течение всей игры вы будете получать жетоны за правильные ответы, в конце мы узнаем лучших знатоков флоры.

Как вы думаете, ребята, какие еще важные и полезные для человека и всех живых существ дела выполняют деревья?

Ответы детей (Для красоты, воздух очищают, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (лес легкие планеты), растения нас кормят, лечат, одевают, согревают и т.д.).

На Земном шаре тысячи видов растений.

1. Подвижная игра на знание названий деревьев.

Дети под музыку двигаются вокруг стула. Когда музыка замолкает, кто-то один успевает сесть на стул. Он называет одно название дерева. Так повторяется, пока знания детей не исчерпываются.

2. ИграНайди меня.

Гербарий или живые листья деревьев и кустарников.

1 вариант. Педагог называет растение: кто быстрее найдет лист этого растения.

2 вариант. Педагог показывает лист: кто быстрее назовет название растения.

3. Отгадай загадку.

- . Её никто не пугает, а она дрожит. (Осина)

- Чей пух по городу летает?
Среди июня снегопад. Прохожие его ругают,
А это ветер виноват. (Тополь)

- В белом сарафане
Под платком зеленым
Тужит на поляне
Стройная Алёна. (Береза)

- Без лилового цвета
Ни весны, ни лета:
Лиловый кустик
Весну отпустит
А лето позовет. (Сирень)

- Вот за огородами
Поднялась уродина.
Кто её сорвать захочет
Как ужаленный отскочит. (Крапива)

- Стоят у берёзки сестрички

Желтый глазок,

Белые реснички. (Ромашка)

 

- Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие у края асфальтовой дороги. И дом сразу опустел. В нем стало неуютно без старинного дубового буфета, полного всяких припасов: чая, кофе, какао, банок с вареньем, пакетов с орехами, запасов различной крупы. Пропал и запах пряностей, которые хранились в нем. Нет больше деревянных шкафов, в которых хранилась одежда из хлопка и льна, нет мыла, духов, различных лекарств. А книги, бумага? Их тоже сделали из древесины.

 

4. Игра Не ошибись

(учитель называет название деревьев и растений, ученики внимательно слушают, по названию дерева хлопок, растения тишина)

 1. Берёза, липа, ромашка, ольха, тополь, крапива, ясень.

2. Клён, подорожник, кедр, ель, клевер, сосна, пихта.

3. Каштан, орех, мать-и-мачеха, лиственница, дуб, дубочки.

 

III. Подведение итогов, награждение победителей.

 

     -  Что было бы, если бы вдруг не стало того, что мы не видим, но без чего мы не смогли бы жить воздуха, кислорода? Ведь именно растения вырабатывают кислород и благодаря им,  вокруг планеты образовалась атмосфера воздушная оболочка, без которой невозможна жизнь.

    Давайте беречь природу и приумножать её богатства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz