ПЕДСОВЕТ
Личностно ориентированный подход как основа формирования жизненной компетенции и социализации воспитанников
Педагог-психолог Наумова Н.Е.
"Ценность школы реализуется, прежде всего,
через уважение к интересам, потребностям учащихся,
через их стремление к самовыражению"
И.С. Якиманская
Перед каждым творчески работающим педагогом, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал (в нашем случае в системе специального образования), непременно возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, ключевые (особенно для коррекционных школ), а именно: - как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого воспитанника в обучении; - как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебно-воспитательной деятельности; - каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым воспитанником СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
Успешное решение всех этих задач и проблем невозможно без обращения к личности воспитанника. Но есть вопрос вопросов: Как работать со всем классом, со всей группой и одновременно с каждым, ориентируясь на личность конкретного ученика, и добиваться поставленных целей?".
Сейчас существует множество современных педагогических технологий, учебно-воспитательный процесс стал более гибким по целям и задачам, есть возможность применять технические средства, но всё же далеко не всегда можно считать, что педагог применяет в своей работе личностно ориентированный подход.
Нередко под личностно-ориентированным подходом понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога, прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, учитель и воспитатель закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко используются методы и приёмы с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает учебно-воспитательный процесс более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным.
Модель личностно-ориентированного обучения и воспитания составляет:
разноуровневый подход ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
дифференцированный подход выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
индивидуальный подход распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
субъектно-личностный подход отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. (Приложение 1)
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения и воспитания является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Личностно ориентированное обучение и воспитание, в современной системе образования рассматривается как современная педагогическая технология.
Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить учебно-воспитательный процесс. Существует ряд требований к разработке дидактического обеспечения и организации развивающей среды (Приложение 2).
В личностно-ориентированном образовании ученик главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько источником информации и контролером, сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.
Педагоги личностно-ориентированной коррекционной школы должны уметь: строить работу по выявлению индивидуальных особенностей детей, использовать его при сообщении, закреплении, проверке знаний. Гибко и вариативно предлагать материал в зависимости от разных ситуаций, возникающих на уроке или занятии; разнообразить дидактический материал с учетом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала. Давать позитивную оценку познавательных усилий ученика, независимо от его успеваемости; организовывать и проводить на уроке диалог, включая по возможности всех учеников, независимо от их готовности к уроку.
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
Говоря о личностно-ориентированном подходе в коррекционной школе, в первую очередь мы думаем об ученике, и совсем не упоминается личность учителя и воспитателя. Им традиционно отводится роль исполнителя проектов и технологий. Но педагогическая деятельность как раз одна из немногих уникальных реальностей, которая происходит в школе, в учебно-воспитательном процессе. Педагогический процесс это самореализация учителя и воспитателя. Педагог это нечто гораздо большее, нежели просто ученый и знающий человек. Педагогический процесс это, прежде всего, призвание и талант. Как сказал А. В. Луначарский: преподавание есть одно из величайших искусств, которым преподаватель педагог внешкольник формирует самый благородный материал людские души. И нужно уметь формировать их, сделав их мягкими, сделав их доступными вашему прикосновению и воздействию на их благородную сторону. Это можно сделать только тогда, когда между ними и вами протянулись токи, заразившие их определенной симпатией к вам.
Труд педагога очень сложен, потому что в его основе человеческие отношения. Учитель и воспитатель обязан ежедневно контролировать, объяснять, учить, наставлять, но наши воспитанники это не очень любят. Наши стремления воспитывать у них лучшие человеческие качества вызывают сопротивление с их стороны. По капельке педагог отдает себя детям. Отдает, порой не получая в ответ причитающихся ему внимания, участия. Не зря профессия учителя стоит в одном ряду профессий с эмоциональными перегрузками. Воспитание процесс хлопотливый и требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты. Без этого ни мастерства, ни таланта у не будет никогда.
Главное, что должно характеризовать работу педагога профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.
Если рассматривать слово учитель не как должность, а как призвание и талант, то вот, что получается:
У уметь
Ч чувствовать
И - и
Т творить
Е единство
Л любовь
Ь и делать это мягко
Диагностика Любовь
Ответьте, пожалуйста, на вопрос Вы любите себя?, можно сказать вслух, а можно просто про себя и для себя ответить на этот вопрос.
А теперь закройте глаза и представьте в течение минуты, всех о ком вы заботитесь.
Получилось? Были ли Вы в этом ряду?
Так действительно ли Вы себя любите?
Домашнее задание: когда вы только проснулись или наоборот засыпаете, представляйте людей, о которых вы заботитесь, и ставьте себя на первое место. Если не будет получаться тренируйтесь постепенно и постоянно
Предлагаю: при организации образовательной и развивающей среды для воспитанников с отклонениями в развитии применять личностно ориентированный подход как основную технологию обучения, воспитания и коррекции.
1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников.
2. Сообщение в начале урока или занятия не только темы, но и организации деятельности в ходе урока, занятия.
3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
4. Использование проблемных творческих заданий.
5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
6. Оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
7. Обсуждение с детьми не только того, что мы узнали (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
8. Оценивание должно аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Модель личностно-ориентированного обучения и воспитания составляет:
- разноуровневый подход ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
- дифференцированный подход выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
- индивидуальный подход распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
- субъектно-личностный подход отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:
- учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта воспитанника, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний педагогом должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;
- в ходе обучения и воспитания необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решений, задач;
- необходимо стимулировать воспитанников к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и главным образом процесса учения.
Организация образовательной среды
- организация и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;
- предоставление воспитаннику свободы выбора способов выполнения учебных заданий;
- использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;
- создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
- постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;
- особую подготовку педагога к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;
- организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения.