ПЕДСОВЕТ

 

Личностно ориентированный подход как основа формирования жизненной компетенции и социализации воспитанников

 

Педагог-психолог Наумова Н.Е.

"Ценность школы реализуется, прежде всего,

 через уважение к интересам, потребностям учащихся,

через их стремление к самовыражению"                                                                                   

 И.С. Якиманская

 

Перед каждым творчески работающим педагогом, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал (в нашем случае в системе специального образования), непременно возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, ключевые (особенно для коррекционных школ), а именно: - как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого воспитанника в обучении; - как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебно-воспитательной деятельности; - каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым воспитанником СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.

Успешное решение всех этих задач и проблем невозможно без обращения к личности воспитанника. Но есть вопрос вопросов: Как работать со всем классом, со всей группой  и одновременно с каждым, ориентируясь на личность конкретного ученика, и добиваться  поставленных целей?".

Сейчас существует множество современных педагогических технологий, учебно-воспитательный процесс стал более гибким по целям и задачам, есть возможность применять технические средства, но всё же далеко не всегда можно считать, что педагог применяет в своей работе личностно ориентированный подход.

Нередко под личностно-ориентированным подходом понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога, прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, учитель и воспитатель закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко используются методы и приёмы с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает учебно-воспитательный процесс более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным.

Модель личностно-ориентированного обучения и воспитания составляет:

разноуровневый подход ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

       дифференцированный подход выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;

      индивидуальный подход распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;

     субъектно-личностный подход отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. (Приложение 1)

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения и воспитания является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Личностно ориентированное обучение и воспитание, в современной системе образования рассматривается как современная педагогическая технология.

Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить учебно-воспитательный процесс. Существует ряд требований к разработке дидактического обеспечения и организации развивающей среды (Приложение 2).

В личностно-ориентированном образовании ученик главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько источником информации и контролером, сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.

Педагоги личностно-ориентированной коррекционной школы должны уметь: строить работу по выявлению индивидуальных особенностей детей, использовать его при сообщении, закреплении, проверке знаний. Гибко и вариативно предлагать материал  в зависимости от разных ситуаций, возникающих на уроке или занятии; разнообразить дидактический материал с учетом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала. Давать позитивную оценку познавательных усилий ученика, независимо от его успеваемости; организовывать и проводить на уроке диалог, включая по возможности всех учеников, независимо от их готовности к уроку.

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

Говоря о личностно-ориентированном подходе в коррекционной школе, в первую очередь мы думаем об ученике, и совсем не упоминается личность учителя и воспитателя. Им традиционно отводится роль исполнителя проектов и технологий. Но педагогическая деятельность как раз одна из немногих уникальных реальностей, которая происходит в школе, в учебно-воспитательном процессе. Педагогический процесс это самореализация учителя и воспитателя. Педагог это нечто гораздо большее, нежели просто ученый и знающий человек. Педагогический процесс это, прежде всего, призвание и талант. Как сказал А. В. Луначарский: преподавание есть одно из величайших искусств, которым преподаватель педагог внешкольник формирует самый благородный материал людские души. И нужно уметь формировать их, сделав их мягкими, сделав их доступными вашему прикосновению и воздействию на их благородную сторону. Это можно сделать только тогда, когда между ними и вами протянулись токи, заразившие их определенной симпатией к вам.

Труд  педагога очень сложен, потому что в его основе человеческие отношения. Учитель и воспитатель обязан ежедневно контролировать, объяснять, учить, наставлять, но наши воспитанники это не очень любят. Наши стремления воспитывать у них лучшие человеческие качества вызывают  сопротивление с их стороны. По капельке педагог отдает себя детям. Отдает, порой не получая в ответ причитающихся ему внимания, участия. Не зря профессия учителя стоит в одном ряду профессий с эмоциональными перегрузками. Воспитание процесс хлопотливый и требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты. Без этого ни мастерства, ни таланта у не будет никогда.

Главное, что должно характеризовать работу педагога профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.

Если рассматривать слово учитель не как должность, а как призвание и талант, то вот, что получается:

У уметь

Ч чувствовать

И - и

Т творить

Е единство

Л любовь

Ь и делать это мягко

Диагностика Любовь

Ответьте, пожалуйста, на вопрос Вы любите себя?, можно сказать вслух, а можно просто про себя и для себя ответить на этот вопрос.

А теперь закройте глаза и представьте в течение минуты, всех о ком вы заботитесь.

Получилось? Были ли Вы в этом ряду?

Так действительно ли Вы себя любите?

Домашнее задание: когда вы только проснулись или наоборот засыпаете, представляйте людей, о которых вы заботитесь, и ставьте себя на первое место. Если не будет получаться тренируйтесь постепенно и постоянно

Предлагаю: при организации образовательной и развивающей среды для воспитанников с отклонениями в развитии применять личностно ориентированный подход как основную технологию обучения, воспитания и коррекции.

 

 

 

 



 

 

Деятельность педагога при осуществлении

личностно-ориентированного подхода

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников.

2. Сообщение в начале урока или занятия не только темы, но и организации деятельности в ходе урока, занятия.

3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4. Использование проблемных творческих заданий.

5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6. Оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

7. Обсуждение с детьми не только того, что мы узнали (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

8. Оценивание должно аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

 

Модель личностно-ориентированного обучения и воспитания составляет:

- разноуровневый подход ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

 

      - дифференцированный подход выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;

 

     - индивидуальный подход распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;

 

     - субъектно-личностный подход отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

 

Основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

- учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта воспитанника, включая опыт его предшествующего обучения;

- изложение знаний  педагогом должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;

- в ходе обучения и воспитания необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

- учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решений, задач;

- необходимо стимулировать воспитанников к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и главным образом процесса учения.

 

 

Организация образовательной среды

 

- организация и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;

- предоставление воспитаннику свободы выбора способов выполнения учебных заданий;

       - использование нетрадиционных форм групповых  и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;

- создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

- постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;

- особую подготовку педагога к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;

- организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения.

 

Сайт создан в системе uCoz